Как не попасть в ловушку гипермотивации. Часть 1

Подробно раскрываем тему, почему не стоит – очень-очень сильно чего-то хотеть

11 мая 2019, 14:33


Как не попасть в ловушку гипермотивации. Часть 1

В спорте иногда встречается такое явление: «Чем сильнее я хочу, тем хуже результат – все срывается, перестает получаться...»

Странный эффект, не правда ли? Ведь, по идее, чем больше ты сконцентрирован на своей цели, чем больше делаешь, думаешь, стремишься к ней, тем должно быть все лучше и лучше. Чем прикладываешь все больше и больше усилий, не тратишь понапрасну свою энергию, а направляешь на одну единственную цель, тем больше будет эффекта. Но почему-то так это не работает.

Рассказываем, почему не надо очень-очень чего-то хотеть.

Такой эффект объясняется гипермотивацией.

Впервые понятие «оптимума мотивации» официально было введено в 1908 году. Произошло это после публикации результатов исследования, которое проводили психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон.

В ходе экспериментов они открыли и доказали закон, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой. Сначала повышается, а затем после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. Таким образом, уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно (для данного человека, в конкретной ситуации), называется оптимумом мотивации.

О чем нам это говорит?

Для того чтобы деятельность осуществлялась, необходима достаточная мотивация. В противном случае мы просто к ней не приступаем. С увеличением мотивации – успешность деятельности растет. Однако, если мотивация слишком сильна и переходит некую точку, то начинает увеличиваться уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (в поведении) наступают определенный разлад – эффективность работы ухудшается.

В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т.п.), ряд ошибок мышления, что и приводит к ухудшению выполнения спортивного упражнения.

Как быть:

  1. Оказывается, чтобы максимально успешно выполнять определенный вид деятельности, уровень мотивации должен быть не максимальным, а оптимальным. По 10-балльной шкале на 7-8.
  2. Это тонкая грань, которую каждый (спортсмен, тренер, родитель) должен определить для самого себя.
  3. Кроме как экспериментальным путем высчитать этот оптимум мотивации для себя невозможно.
  4. Таким образом, эту работу нужно проделывать в тренировках и в соревнованиях, развивая знание о себе и формируя понимание о своем собственном оптимуме мотивации. Это и есть часть ментальной подготовки.

Часть 2 – здесь

Часть 3 – здесь

Комментарии ()

  1. Напишите первый комментарий
*Комментарий будет опубликован после проверки модератором