«Дворовый футбол умер. Ребят загнали в парник и выращивают как помидоры»

Чемпион СССР 1984 Сергей Веденеев — о главной проблеме детского футбола

24 ноября 2018, 16:57


Дворовый футбол умер. Ребят загнали в парник и выращивают как помидоры

Сейчас дворовый футбол у нас вырезан под нож. Ребят загнали в парник и выращивают их там как помидоры. Парниковые футболисты тренируются только под схему. Не умеют драться. Не знают, что такое конкуренция. Когда они попадают на взрослого мужика и получают от него по ногам, то все желание играть дальше пропадает.

Дворовый футбол изолировался сам, поскольку никто им не занимался. Никто не думал, не подозревал, что будущее футбола произрастает из дворов. Все думали, сейчас построим школы, и все будет. Но самая обычная школа — это двор. Заменить двор невозможно.

Что дает детям дворовый футбол? Ты выходишь, тебе никуда не надо ехать. У тебя прямо под окном площадка, где ты всех знаешь. А так ты тратишь 2-3 часа на дорогу, вместо того, чтобы играть все это время. У нас в спортшколах занятие длиться полтора часа, из которых половина времени уходит на объяснения. Иногда эти объяснения и неправильные — детям пудрят мозги. А во дворе никто мозги не пудрит.

Все происходит естественным образом. Как в поле цветок растет, развивается. Игрок приобретает все навыки правильные, ему никто ничего не говорит лишнего.

Потом во дворе очень много было старших ребят. Тренируешься со старшими — набираешься у них уму-разуму. Они тебе сами что-то говорят, подсказывают. Ты просто наблюдаешь за ними. Потом уже ты переходишь в другой статус. Уже ты младшим что-то передаешь.

Раньше во дворах было очень много драк. Там, где улица – там всегда какие-то стычки происходят. И вот мы очень много дрались. К 11-12 годам мы попадали в городские клубы уже со спортивным характером, готовые бороться, благодаря вот этим стычкам. И это было повсеместно.

Такое было не только в городе, это было по всей стране. Вся страна так жила. Когда мы попадали к тренерам, им не нужно было нас воспитывать — мы уже были подготовлены. Ему нужно было только определить — можешь ли ты, есть у ли тебя мотивация играть в чемпионате города. И в процессе игр тренеру не приходилось много подсказывать, потому что игроки уже сами многое знали.

Минусы были — это качество полей. Многие играли на ужасном покрытии: песок, асфальт, трава, кочки. Отсюда и немного ущербная техника владения мячом. Вот сейчас у любого голландца спросите: за счет чего голландский футбол так поднялся в свое время? Они вам не скажут, что у них школы какие-то особенные. Они вам скажут, что все свободные клочки земли засеяны травой и там везде играют в футбол. Не школы играют, а как во дворе.

То есть, едешь по шоссе на машине, а там везде — слева, справа футбольные поля. И все это в свободном, доступном виде. У нас зачастую, чтобы потренироваться 1 час, нужно заплатить 3 тысячи рублей.

В Питере поля есть, но их все равно недостаточно. Школьные площадки не дают эффекта, потому по полгода они засыпаны снегом или льдом. Потом на этих площадках играют взрослые. По закону на них могут тренироваться любой. Это значит, что в 17 часов вечера приходят студенты или мужики с работы. Взрослые выгоняют маленьких с площадок — ребята идут домой за компьютер, а старшие до 12 часов играют в футбол.

Считаю, если молодой футболист будет играть каждый день на дворовом поле, то он будет даже лучше, чем воспитанник спортшколы. Если поле хорошего качества и много свободных площадок, то мне эта школа и не нужна.

Ведь как у нас было. Я выходил из школы, а у меня тут площадка, где организованы какие-то соревнования. У нас же в каждом дворе сидел мужчина, который получал в жилконторе зарплату за организацию соревнований между дворами.

Мы выходили, играли в футбол. Тут приходит мужчина, и говорит: «Давайте, вот вам форма, мы сейчас будем играть с соседним двором». Какие-то медали, кубки все время, их было очень много.

Для детей главное — это соревнование. Они для того, чтобы получить медальку, какой-то кубок или грамоту, соревновались. Сама по себе тренировка — это подготовка к соревнованиям. Просто так тренироваться, разводить фишки, стоечки — никому неинтересно.

Вы спросите, а как же тактики, схемы? Тактическая подготовка происходит в процессе соревнования. Если мальчик умный, то тренер с ним поговорит, покажет что-то и он уже выполняет эти задания.

А потом, двор идет лишь до какого-то времени — до 11 или 12 лет. Потом уже нужно переходить на более крупные поля и более организованные соревнования.

Но двор все равно остается. Вот вы поехали в Академию на тренировку на улицу Верности. Потом идете домой, а во дворе играют. И вы, не заходя домой, кидаете сумку и играете еще три часа. Вот так вот было. А сейчас, если в Питере какие-то школы есть, а взять Сибирь — там футбол полностью уничтожен, потому что уничтожены дворы.

Вот и получается, что все выпускники спортшкол похожи друг на друга. Смотришь ФНЛ и вторую лигу — там индивидуальностей практически не существует. Все одинаковые, потому что тренеры не обладают знаниями, которые должны были передаться предыдущими поколениями. Сейчас футбол преподают по книжкам, учебникам, схемам.

Зачастую футбол — это игра, которая не подлежит анализу. Игра — лучшая тренировка в самом футболе. Десятилетия уже пытаются разложить футбол на части. Тренировать каждый элемент – удар, передачу, но оказывается, что это невозможно сделать. В детском футболе нужно тренировать и силу, и выносливость. Но это тренируется в процессе игры.

Основной критерий в футболе, помимо физической подготовки, это интеллект. Футбольный интеллект — это настолько тонкая материя, я не говорю вообще про интеллект. Умных-то людей много, которые по книжке знают футбол. А именно игровой интеллект, который проявляется в форме мышления и выполнения технических приемов. Это природный дар, который тренер должен раскрывать. А он раскрывается только в игре.

Тренеры тратят уйму времени на то, чтобы что-то объяснять, показывать детям, а эффект – нулевой. Потому что сидят 20 человек, а ты перед ними рассказываешь, как надо играть в футбол.

Надо разговаривать с каждым игроком отдельно, потому что уровень у игроков самый разный. И дети, когда они маленькие – их не интересует слушать, их интересует только одно – ходить и играть. А потом, когда этот футбол массовый, он должен обеспечить футбол большой.

К сожалению, у ребят отняли школьный период. Они идут в университет, не пройдя школу. А школа — это двор. Вот и все. Селекция — это массовость. Из огромного количества игроков тренер должен выбрать одного. У нас если углубиться в филиалы, где детям по 6-7 лет – талантливых очень много, их видно просто невооруженным глазом – огромное количество.

Но потом основное время занимает школа, кружки, компьютеры, поездки на тренировки. А на сам футбол час пятнадцать и остается. И то не каждый день. Кто-то пропускает, кто-то больной. Поэтому и бывает, что проявляют себя те, кто живет вне города, на свежем воздухе. Кто более здоровый, более выносливый. Много южных ребят с Кавказа, где и воспитание другое, и генетика другая.

А потом спросите любого из нашего поколения: что происходит с молодым человеком при переходе из детско-юношеского футбола во взрослый? Это период адаптации очень страшный. Ты вчера смотрел по телевизору на своего кумира, а сегодня ты с ним встречаешься и он на первой же тренировке бьет сзади тебе по ногам. Или по стенке размазывает в зале. Ему эта конкуренция совершенно ни к чему. Ведь ты приходишь на его место, где он деньги зарабатывает. Он видит, что ты талантливый и первым делом пытается тебя опустить. И к этому тоже надо быть готовым.

 

Комментарии ()

  1. Напишите первый комментарий
*Комментарий будет опубликован после проверки модератором