Евгений Шейнин: «Распустить себя можно как угодно. А можно собраться»

Интервью с директором СШОР «Зенит»

08 сентября 2021, 15:56


Евгений Шейнин: Распустить себя можно как угодно. А можно собраться

Mental Sport продолжает давать слово заслуженным работникам отечественного спорта. В этот раз о влиянии психологического фактора высказывается директор футбольной школы СШОР «Зенит» Евгений Шейнин, с которым пообщался Феликс Шифрин.

– Евгений Наумович, в вашей картине мира психология какое имеет значение?

– Психология – это одна из ведущих наук в спорте. Мы дружны с Геннадием Дмитриевичем Горбуновым (спортивный психолог – прим.авт.). Я у него учился в свое время. Когда я стал начальником команды в «Зените» мы с ним встретились. Я ему говорю: «Могу ваши лекции рассказать, даже с примерами». Он как услышал: «Я даже не верю, что такое возможно». Мне было всегда интересно. А без психологии, как вы решите вопрос – с детьми, с родителями, с тренерами. Это одна из основных наук, без нее никуда не денешься.

– Вы постоянно наблюдаете за детско-юношеским футболом. «На тренировке получается, на соревнованиях нет» – это психология?

– Вы же слышали такой момент – есть чемпионы тренировки. Вот вам ответ на вопрос. Есть те, кто на тренировке делают все, а как выходят в игре... Здесь все психология. Психология – это одна из ведущих наук в спорте.

– Как вы относитесь к психологической подготовке?

– Психологической подготовкой не тренеру нужно заниматься. Тренер должен знать, уметь... Знать, как в какой ситуации поступить. Какие сделать паузы. Где повысить голос. Как акцентировать внимание. И пользоваться этими приемами. Но учить этому спортсменов... Наверное, тренеру и без этого есть чему заниматься. Это тоже важный момент, но просто отдельные занятия по психологии проводить – не к чему. Есть психологи, которые это могут делать.

– Вячеслав Колосков считает, что психолог нужен спортсмену, только если он «заболел».

– С Вячеславом Ивановичем мы дружны – он один из моих лучших друзей. Мы никогда не говорили по этим вопросам. Но у него есть опыт, он имеет свое мнение. У меня оно такое, что тренер не должен заниматься этой психологией. Здесь должен быть психолог, для того, чтобы подвести этого субьекта к определенной работе. Но как система – не уверен, что это надо. Это будет отвлекать от основного дела, мне кажется. Это должно быть сопутствующим и идти рядом. Должны быть какие-то принципы, на которые все основывается.

– В СШОР «Зенит» есть психологическая служба?

– У нас есть психолог. Наш ученик, который закончил что-то по психологии, уже не помню точно название. Мне нравится, как он там что-то ведет, но чтобы мы из этого систему сделали... А так, когда я учился психологии в институте физкультуры, мне было очень интересно.

– Вы видите, что психология может быть барьером для молодого игрока?

– Может быть это не барьер, может быть трамплин. Когда я был спортсменом, у меня был ряд моментов – всплеска в результатах, во всем. Это даже не то, что мне говорили – что ты такой или такой. Или пытались объяснить с помощью аутогенной тренировки...

В институте физкультуры у нас был предмет – повышение спортивного мастерства. Вот мы 4 раза в неделю занимались. Плюс я ходил на свои тренировки в клуб –  еще четыре. Также я занимался тяжелой и легкой атлетикой, волейболом, баскетболом. По полтора часа –  в институте физкультуры были такие предметы. По врачебному контролю оказалось, что я тренируюсь 70 раз в неделю. Это очень много.

Но когда я пришел в свой клуб, и мы стали играть товарищескую игру после зимы, то я понимаю: играю я один, а остальные не играют вообще. И это дало психологический толчкок – еще больше, еще лучше. Но это всегда так, просто надо выстроить систему. Люди, которые занимались со мной, они не думали об этом. И когда мне сейчас доводится работать с ребятами (не так часто, потому что много работы другой), мне всегда есть, что им сказать, на чем расставить акценты и обратить внимание.  Я понимаю, что именно это в этот момент надо сказать. И вижу даже результаты.

– Футболист по своим способностям может играть на хорошем уровне, но в играх это не показывает. Почему?

– Значит, он не готов. Значит, нет навыка. Действий, доведенных до автоматизации. А навык достигается путем многократных повторений. Например, пришел я к перекладине, подтянулся 2 раза. А мне надо 10. Я должен подойти – подтянуться 2 раза. Затем пойти походить. Еще 2 раза подтянуться. На следующий день прийти – постараться подтянуться 3 раза. Не получается – значит я две серии делаю по два. Путем многократных повторений, в конце концов я выхожу на 10.

– А если навык у меня есть, но не хватает веры в него, я будто бы не доверяю своим способностям?

– Что значит не доверяю? Значит, это не навык. Это просто случайные моменты.

– В ситуации давления начинаешь играть осторожно, терять мяч, допускать брак. Из выгодных позиций бьешь выше.

– Если без сопротивления это одно, с сопротивлением другое. Так ты научись делать с сопротивлением. Если выше мяч полетел, значит не дошел до мяча как нужно.

– Допустим, технические автоматизмы сформированы. Но почему, когда спортсмен допускает ошибку, теряет самообладание и начинает ошибаться еще больше?

– В первую очередь, что может быть – плохая физическая подготовка. Он просто устал от того, что сделал 5 передач. А ему надо шестую сделать.

Вот мы уже в возрасте были, вышли играть с товарищем в теннисбол. Он более грузный был. Веду 5:0. Он мне дал мяч туда – я за ним сходил. Еще раз – еще сходил. На это я трачу силы. Я начинаю дышать по-другому. Когда выхожу на площадку – мне уже не добежать, я уже неправильно делаю техническую сторону. Значит, физическая подготовка влияет на то, чтобы технику довести до уровня.

– А психологическая подготовка играет роль?

– А какая здесь может быть психологическая подготовка? Ты должен четко понимать, что ты делаешь. Или как: ты сделал ошибку в передаче,  расстроился, перестал играть в футбол? Так заканчивай тогда играть – занимайся чем-то другим. Пас внутренней стороной стопы простейший и самый важный. Если ты им не владеешь...

– Человек может жить в двух режимах – в мыслях и в моменте. Отвлекающие мысли во время игры мешают?

– В тот момент, когда он играет? Во время игры они не могут приходить. Если ты футболист, ты не будешь думать о чем-то, если тебе интересно здесь. Я таких футболистов не знаю. Такие есть? Вот твоя задача, как психолога, объяснить, что это делать не надо. Значит, ему не интересно. Ты отвлекаешься, когда тебе не интересно.

Отвлекающие факторы бывают разные – например, мысли о том, что о тебе подумает жесткий тренер.

– Когда я был футболистом у меня не было таких мыслей – что обо мне подумает тренер. Надо быть уверенным. Что значит не хватает уверенности? Значит, до тебя неправильно донесли. Значит, у тебя рассеивается внимание. Есть и другие факторы – родители, которые тебя гнобят.

Прежде чем начать об этом говорить, надо их обучить техническим приемам. Если человек обучен техникой и у него есть навыки – у него не будет ничего такого. Не должно быть, во всяком случае.

– На этапе становления спортсмен вряд ли в совершенстве владеет техническим мастерством.

– Надо чтобы владели. Он должен думать о том, как производить технические приемы, а не о том, кто что подумает, что он делает правильно или неправильно. А о нем и подумают, что сделал все неправильно, если он не смог в этот момент делать то, что нужно.

Мое мнение – психология влияет. Но распустить себя можно как угодно. А можно собраться. Если можешь собраться, значит психологию можешь немножко придавить.

Концентрация внимания – это прежде всего. Конечно, есть любые факторы, которые могут отвлечь человека. Мешают ли они? Мешают. Как от них избавиться – сконцентрироваться на том, чем занимаешься.

– Многие ребята боятся допустить ошибку, а когда ошибаются, начинают думать, что с ними не так, как надо было сыграть правильно. Отвлекаются и теряют концентрацию на моменте.

– Ну отвлекаются они. Если отвлекаются, значит им не интересно. Если они хотят научиться, значит должны внимательно смотреть. Рассеиваться внимание может от всего. Значит ты не сосредоточен на деле, которое ты делаешь. Ты должен сосредоточиться – заставить себя сделать так. Но потом после тренировки вышел и анализируй свою ситуацию. А если после каждого действия будешь думать правильно сделал или неправильно... Доведи дело до автоматизации и не будет у тебя такого. Как автомат выдает, так и ты. Достигается тренировками.

– Если футболист постоянно анализирует в моменте – соответствует он качеству или нет, автоматизмы сбиваются.

– Мяч попал куда ты хотел – с определенной силой и скоростью. Футболист удобно его получил – удобно. Ты получаешь от этого удовлетворение. Если ты сделал неправильно, значит он тебе еще и напихал. Ну извини. Включай свою психологию, если что-то не умеешь делать. «Что мне нужно сделать, чтобы было хорошо».

Не надо анализировать ситуацию – правильно-неправильно. Голова вниз, вернулся назад и что-то пытаешься сделать... Понимаешь, ты должен подойти к соревнованию или к тренировке с определенным желанием, а тренер должен заранее объяснить, что тебе делать.

Комментарии ()

  1. Напишите первый комментарий
*Комментарий будет опубликован после проверки модератором