Радость. Где-то между скукой и тревогой

Ментальный коуч Ирина Гуменюк — о важном условии спортивного процесса

17 ноября 2019, 18:53


Радость. Где-то между скукой и тревогой

Присказка о том, что «деятельность должна приносить вам радость», «всё нужно делать в радость» и тогда результат придет, порядком уже надоела. Она ни то, что не мотивирует, а скорее имеет даже обратный эффект.

Будучи спортсменом, тренером, родителем ребенка-спортсмена вы согласитесь с тем, что имея по две-три тренировки в день (порой изматывающей тренировки), строгий режим, ограничения изо дня в день без гарантий результата… О какой радости можно говорить?

Спорт – это труд, безумный труд! Какая уж тут радость, о чем вы! Встаньте в пять утра, в семь выйдете на лед, три часа катайтесь в полную силу. Падайте, разочаровывайтесь, злитесь, расстраивайтесь. Потом идете на обед, где вам нельзя ничего кроме 100 грамм грудки и двух листиков салата. И возвращайтесь опять к станку… Радость? Вы серьезно?

Но вы сильно удивитесь, что все-таки эта присказка родилась не на пустом месте.

И более того, то, что сейчас я описывала ни просто не противоречит, а как раз подтверждает: результата добиваются лишь те, кто может испытывать радость в ходе процесса.

Человеком, который, наконец, свел все доводы, домыслы и рассуждения к одной достаточно строгой схеме, стал Михай Чиксентмихайи. Исследование длиной 25 лет позволило сделать выводы, которые расставили всё на свои места.

Его книга под названием «Поток. Психология оптимального переживания», где изложены результаты его исследования, указывает путь не просто в какой стороне искать счастье, а как его создавать.

В ходе своего исследования, проводимого в Чикагском университете, на основе интервью и опросников, его команда получила ответы более чем 1000 человек разных возрастов и разных профессий. О том, что такое состояние потока, которое порождает собой состояние радости.

И они получили совершенно конкретные необходимые условия.

Чтобы получать радость от занятий (как физической активности, так и интеллектуальной):

  1. Должна быть цель – трудная и ценная.
  2. Нужно обладать умениями\навыками в соответствии с целью.
  3. Должно быть соответствие сложности задачи – уровню возможностей.
  4. Должны существовать определенные правила.
  5. Должна быть обратная связь.
  6. Должна быть развитая способность концентрации внимания.

Но и этих условий недостаточно: важно сохранять баланс между уровнем навыка и сложностью задачи, иначе вы неминуемо скатитесь в тревогу или скуку.

Получается, что состояние потока – это нечто между скукой и тревогой. Звучит забавно, но по сути – правдиво. Поскольку эти состояния выступают в качестве ориентиров для корректировки, они ваши сигналы, говорящие куда двигаться, чтобы попасть в поток.

1) Если чувствуете, что в ходе деятельности вы теряете интерес и испытываете скуку – то тут два варианта:

– Задача слишком проста для вас – нужно повысить уровень сложности задачи

– Задача неимоверно сложна для вас. Вы защищаете себя, говоря, что «вам это и не надо» – тогда следует сформулировать более адекватную цель.

2) Если же вы испытываете тревогу, то скорее всего, уровень ваших навыков не соответствует сложности задачи. И тут понижение уровня задачи не сработает – вам придется работать над развитием навыков. Но в этом и плюс: вы четко знаете, в чем дело и что делать, а это очень важно.

Как мы видим, никто не говорит о том, что вы должны радостно жевать салатный лист и каждую секунду восхищаться – как удачно вы сегодня свалились с четверного.

  • вопреки распространенному мнению моменты радости приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания.
  • наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного.
  • непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными.

«Однако, в конечном счете оптимальные переживания складываются в ощущение овладения собственной жизнью. В ощущение причастности к определению содержания своей жизни. Это переживание наиболее близко к тому, что мы называем счастьем».

Комментарии ()

  1. Напишите первый комментарий
*Комментарий будет опубликован после проверки модератором