01 декабря 2019, 14:09
Порой у тренеров насчет спортсменов создается впечатление: «Нормальных слов не понимает». Или: «Кивает головой, говорит понял, а потом опять 25». В чем особенность этого феномена – «спортсмен не слышит меня»?
Конечно же, мы понимаем, что дело не в буквальном – «не слышит». Спортсмен слышит, даже может повторить слова установки, но на деле ничего не меняется.
Так что же это такое? Сразу дам ответ – слова не работают. А теперь пример немного издалека – вспомните, как обещали себе начать что-то делать, клятвенно клялись. И начинали, держались, еще держались, а потом срыв. А затем все по новой.
Или, например, так: сами учите спортсменов вести здоровой образ жизни – а сами не ведете. Хотя всё прекрасно знаете – что и вредно, и плохо и т.д. Но факт остается фактом.
Или, может, говорите себе: «Всё, больше не буду ругаться с начальниками. Это неправильно. Нужно быть эффективнее, нужно спокойно договариваться». И при следующей же сложной ситуации – вы забываете все свои слова, впадаете в гнев, спорите, топаете ногами, потому что просто так устроено.
Слова не работают. Даже свои собственные слова не работают, обратите внимание, не то что слова кого-то еще. Итак, проговаривание, повторение, внушение – не работает. Ни в жизни, ни в спорте.
Если вы хотите добиться какого-то изменения в поведении человека, в изменении его мыслей, в изменении его движения – создавайте условия и через них меняйте действия спортсмена. А значит и его поведение, а значит, и его понимание.
Это то, что буквально понятно именно спортсменам. Не наставляйте как надо, перебирая все возможные образы, слова, описания. Вы никогда не сможете добиться в точности именно того ощущения, что испытываете вы. Ваши описания – что и как должно ощущаться, чувствоваться или делаться – это только ваши описания. И помним: они не работают даже для вас. Потому что слова – это не реальность. Говорить очень легко, представлять очень легко. А вот делать в реальности – это совсем, совсем нелегко.
Вы должны создавать такие условия, когда спортсмен будет вынужден для получения результата сделать так, а не иначе. Это всем знакомый принцип тренировки. Вы должны создать внешние обстоятельства изменению. Только попадя в условия и поняв, что выход один: выполнить и получить от вас обратную связь, – спортсмен поймет, что нужно делать.
Сначала реальные изменения, потом понимание. Реальное понимание. И потом уже разворачивание картины от спортсмена – как он уложит это знание. Как его себе опишет, как он его запомнит и т.д.
Итак, если вы хотите, чтобы спортсмен «услышал, что сделать и понял»:
Комментарии ()
Не писать ответ