Тренерам на заметку. Почему слова не работают?

Ментальный спорт-коуч Ирина Гуменюк – о том, почему спортсмены не слышат своих тренеров

01 декабря 2019, 14:09


Тренерам на заметку. Почему слова не работают?

Порой у тренеров насчет спортсменов создается впечатление: «Нормальных слов не понимает». Или: «Кивает головой, говорит понял, а потом опять 25».  В чем особенность этого феномена – «спортсмен не слышит меня»?

Конечно же, мы понимаем, что дело не в буквальном – «не слышит». Спортсмен слышит, даже может повторить слова установки, но на деле ничего не меняется.

Так что же это такое? Сразу дам ответ – слова не работают. А теперь пример немного издалека – вспомните, как обещали себе начать что-то делать, клятвенно клялись. И начинали, держались, еще держались, а потом срыв. А затем все по новой.

Или, например, так: сами учите спортсменов вести здоровой образ жизни – а сами не ведете. Хотя всё прекрасно знаете – что и вредно, и плохо и т.д. Но факт остается фактом.

Или, может, говорите себе: «Всё, больше не буду ругаться с начальниками. Это неправильно. Нужно быть эффективнее, нужно спокойно договариваться». И при следующей же сложной ситуации – вы забываете все свои слова, впадаете в гнев, спорите, топаете ногами, потому что просто так устроено.

Слова не работают. Даже свои собственные слова не работают, обратите внимание, не то что слова кого-то еще. Итак, проговаривание, повторение, внушение – не работает. Ни в жизни, ни в спорте.

Если вы хотите добиться какого-то изменения в поведении человека, в изменении его мыслей, в изменении его движения – создавайте условия и через них меняйте действия спортсмена. А значит и его поведение, а значит, и его понимание.

Это то, что буквально понятно именно спортсменам. Не наставляйте как надо, перебирая все возможные образы, слова, описания. Вы никогда не сможете добиться в точности именно того ощущения, что испытываете вы. Ваши описания – что и как должно ощущаться, чувствоваться или делаться – это только ваши описания. И помним: они не работают даже для вас. Потому что слова – это не реальность. Говорить очень легко, представлять очень легко. А вот делать в реальности – это совсем, совсем нелегко.

Вы должны создавать такие условия, когда спортсмен будет вынужден для получения результата сделать так, а не иначе. Это всем знакомый принцип тренировки. Вы должны создать внешние обстоятельства изменению. Только попадя в условия и поняв, что выход один: выполнить и получить от вас обратную связь, – спортсмен поймет, что нужно делать.

Сначала реальные изменения, потом понимание. Реальное понимание. И потом уже разворачивание картины от спортсмена – как он уложит это знание. Как его себе опишет, как он его запомнит и т.д.

Итак, если вы хотите, чтобы спортсмен «услышал, что сделать и понял»:

  1. Объясните, что вы хотите от него добиться.
  2. Создайте условия, буквальные, физические, чтобы он получал новый опыт, чтобы он физически видел, чувствовал, испытывал изменения, которые вы хотите добиться.
  3. Многократные повторения.
  4. Формирование личного понимания.
  5. И только потом, можете переходить на уровень просто слов – обсуждать, делиться мыслями, потому что теперь есть шанс, что вы будете говорить хотя бы о нечто реальном не только для вас, но и для спортсмена. Теперь это будет его опыт, это часть него.

В КАТЕГОРИЯХ:

Комментарии ()

  1. Напишите первый комментарий
*Комментарий будет опубликован после проверки модератором