Зачем нужна ротация

Коуч по ментальной подготовке Владимир Сафонов – о важности обновления тренеров и игроков в командах

17 ноября 2018, 17:30


Зачем нужна ротация

Ротация состава – известный тренерский прием, который используют многие специалисты. Ротация самих тренеров тоже происходит, пусть и менее осознанно.

Психология труда испокон века все виды трудовой деятельности делит на три категории – индивидуальная, коллективная, совместная.

Индивидуальная – когда с первого до последнего момента все делает один человек.

Коллективная – продукт бригады осуществляется участием каждого. Один человек делает какую-то часть общего продукта, выполняя свои операции.

Совместная деятельность – несколько иное. Совместные усилия по выполнению одновременной работы оказываются суммой вклада каждого участника.

К последнему относится спортивная игра. Если рассматривать в плоскости футбола, то на поле может быть 11 выдающихся футболистов, но игры нет. Или же есть монолитная и единая команда, которая играет.

Возьмем, к примеру, лигочемпионский матч ЦСКА и «Реала». «Реал» намного сильнее по индивидуальному классу. Но в результате совместной деятельности ЦСКА удалось одержать победу.

Но вот в чем дело: совместная деятельность не живет слаженной вечно. Оказывается, абсолютное взаимопонимание и согласованность бесконечными быть не могут.

Практика показывает, что четкость взаимопонимания и согласованности длится на протяжении трех сезонов. Почему? Все детали команды именно в этот период объединяет единство цели.

Затем наступает такой процесс (как особенность человеческой психики), когда на уровне подсознания начинает срабатывать чувство удовлетворенности/неудовлетворенности взаимодействия каждого члена команды.

Происходит рассогласование единства цели. Каждый из участников этого сплоченного коллектива начинает задумываться: а кто какой вклад делает в общий результат.

И здесь происходит разобщение игроков. На уровне подсознания каждый про себя и в отношении других начинает делать свои заключения.

Суть их сводится к тому, что кто-то вкладывает больше, кто-то меньше. Чаще всего это происходит в отношении самого себя. То есть, недооценка своего вклада в командный результат.

Это может быть связано с контрактами. С игровым временем. С косыми взглядами тренера и партнеров команды. 

Свежий пример этого – ситуация в московском «Спартаке». В первый год Карреры «Спартак» был единым, монолитным коллективом. Пришли значимые достижения. На третий сезон произошло разобщение. Заполыхала история с Глушаковым и Ещенко. В конце концов, Каррера «Спартак» покинул.

Прекрасный противоположный пример – Зидан. Он будто бы знал и предупредил эти три цикла. «Реал» выиграл 3 раза Лигу Чемпионов, когда он был в системе клуба. Он ушел до того, как в команде начался кризис.

Для того чтобы команды представляли монолитный сплав, в мировом футболе используется обновление состава. Когда я говорю – «максимум три с половиной цикла, а дальше происходит разобщение», мне приводят в пример Алекса Фергюсона, который возглавлял «Манчестер Юнайтед» 27 лет. Но смотрите: за эти годы через его руки в составе «МЮ» прошло более ста игроков.

 

Практика показывает, что четкость взаимопонимания и согласованности длится на протяжении трех сезонов. В этот период все детали команды объединяет единство цели. Дальше происходит рассогласование

Похожие принципы и при ротации на конкретный матч. Посмотрим на примере детского баскетбола. Допустим, я из игры в игру сижу на скамейке, а на поляну выхожу на 2-3 минуты. В то же время, среди моих партнеров есть те, кто проводят на площадке по 20-25 минут. Как бы я не болел за команду, меня это не устраивает.

Рабочая ситуация в детско-юношеской спортивной школе. Команда вырывает победу на последних минутах. Все игроки, кто на поле и на скамейке, вскакивают со своих мест и радуются. Кроме одного – он продолжает сидеть. Его спрашивают, в чем дело. А он: «Это не моя победа. Я не играл».

Я постоянно ссылаюсь на сербскую методику подготовки баскетболистов. До 15 лет в Сербии все играют на разных позициях и получают одинаковое время, которое находятся в игре.

Майкл Джордан. Ему же с детских лет вбивали в голову, что он лишь винтик команды, а не супериндивидуал. Когда он забивал по 50-60 очков, не давая никому мячик, на следующую игру его сажали на скамейку и даже не выпускали.

Он был вынужден смотреть, как играют другие ребята. И оказывается, они могут выигрывать и без него. В то же время, когда с ним – могут и проиграть. Хотя он и набирает свои дежурные тридцать.

То есть, необходимость ротации: с одной стороны – это сохранение игровой свежести игроков команды, когда им приходится играть через два дня на третий.

А с другой, принципы ротации влияют на формирование уверенности и неуверенности. Это тонкий вопрос – особенно в детском спорте. Условие простое: для сохранения своего уровня необходима игровая практика.

Как быть в этой истории? Обязательно четкое и строгое распределение функций и обязанностей. Главное условие – персональная ответственность за то, за что ты отвечаешь.

Еще одно слагаемое – вознаграждение за твой труд. Психологическое поглаживание – похвала, похлопывание по плечу, гонорары.

Запасной игрок должен чувствовать себя частью команды. Даже если он не играет – его надо лишний раз похвалить, с ним нужно лишний раз поговорить.

Принципы ротации влияют на формирование уверенности и неуверенности

Совместная деятельность – это единство цели. Цель объединяет. Абсолютно в каждом коллективе цель – это результат. Он сплачивает. Если нет результата, многое разваливается. Если результат есть, в конце концов, все тоже развалится.

Потому что результат потом обязательно раскладывается на оценку каждого. Кто какой сделал вклад в этот результат. И тут начинает полыхать – идут сравнения.

Помним же скандал в «Зените», хотя 6 лет уже прошло. Денисов поставил вопрос после прихода Халка. А чем, мы, собственно, хуже? Хорошо той осенью «Зенит» не играл. Так вот, это был третий сезон работы Спаллетти. В первых двух «Зенит» был чемпионом, а Денисов – безоговорочным лидером.

Говорят, в спортивных клубах должна быть конкуренция. Добавляют – здоровая конкуренция. И здесь палка о двух концах. А что такое здоровая конкуренция и возможна ли она? Это якобы чистая борьба за свой личный вклад в результат команды.

В детском спорте до 13-14 лет – это личный эгоизм. Результат команды не столь важен. А показать и проявить себя – это да.

Моя команда проигрывает, а я в очередной раз себя показываю. И папа говорит – не показать ли тебя другой команде.

Во всем нужен баланс.

Комментарии ()

  1. Напишите первый комментарий
*Комментарий будет опубликован после проверки модератором