Дезадаптивный пубертат. Почему сложно юным чемпионам

Тренер по ментальной подготовке спортсмена Владимир Сафонов – о проблеме детей-чемпионов в социальной адаптации к взрослой жизни

14 января 2019, 10:39


Дезадаптивный пубертат. Почему сложно юным чемпионам

В декабре полыхнул чемпионат России по фигурному катанию, породивший множество аналитических эмоционально-феминистских мнений о женском одиночном катании. Уникальность соревнования оказалась в том, что чемпионы мира и олимпийских игр заняли места за пределами первой тройки и по спортивному принципу не отобрались на чемпионаты Европы и мира.  

Во всем виноват пубертатный период – пред- и пост пубертатный этапы развития детского организма. О пубертатном возрасте и антропометрических изменениях в наши дни говорится много. Не секрет, каковы и спортивные перспективы 14-15-летних чемпионов в ближайшем будущем. Ведь уже есть примеры.

О психологических, собственно ментальных, проблемах этого возраста ни тренеры, ни представители спортивной науки не говорят.  А ведь все дипломированные специалисты сдавали предметы по педагогике и возрастной психологии.  

Недавно от главного тренера детской футбольной академии, серба по национальности, имеющего лицензию ПРО, услышал вопрос: «А как у вас тренерам преподают психологию?» Действительно, как?..

Период полового созревания заключается не только в развитии половых функций и увеличении размеров тела. Это период становления личности человека. Идут первые попытки осмыслить (осознать) себя в окружающем мире, найти в нем свое место. 

Для спортивно-одаренных ребят – это особенный период. Период личностного формулирования смысложизненного отношения к спорту.

Особенно остро этот вопрос стоит в детских женских (!) видах спорта. В фигурном катании, во всевозможных танцах, в акробатических видах, в плавании, в спортивной и художественной гимнастике.

Тренировки на одном льду, в бассейне или на ковре с чемпионами. Сопоставление себя с ними. Атмосфера спортивной среды. Определенные социальные и другие преференции. Все это накладывает отпечаток на смысложизненные ожидания спортсмена.

В возрасте 11-17 лет для ребят, оказавшихся в обойме сборных команд страны, спортивные достижения становятся смыслом жизни. Нет результата – идет потеря смысла. Ведь кроме своего спорта в личной жизни ничего нет.

Любой подросток, – юноша/девушка, в этот период испытывает проблемы социальной адаптации. Как в спорте, так и вне спорта. В этот момент идут разные взаимоотношения с друзьями-соперниками. Приходит ревность со стороны тренера. Есть зависимость от спортивных чиновников. Присутствует обязанность перед родителями («ведь они столько делают»).  

С другой стороны – имеется ограниченность или отсутствие общения с ровесниками вне спорта. Оторванность от школы. Зависимость витальных потребностей от спортивного результата, а социальных – от жизненных приоритетов. 

Некомфортность в каком-либо социальном аспекте ведет к когнитивному диссонансу. Его следствием оказываются устойчивые особенности психического состояния, не способствующие росту и стабильности спортивных результатов.

На уровне топ-спортсменов, уже ставших публичными людьми, все это еще усугубляется СМИ.

Для формирования психической устойчивости к внешним факторам жизнедеятельности необходимо время приспособления. Нужна адаптация к новым условиям. А для начинающих спортсменов обязателен еще и личный опыт проживания (!) громких успехов и не менее громких провалов. И для этого необходимо время.

Пока отечественная практика делания чемпионов в детском возрасте не выдерживает прессинга тех изменений, которые происходят с психикой спортсмена в связи с гуморальными и социальными факторами их жизни.

Обязательным условием социализации молодого человека является его образование. К сожалению, у нас в стране еще не развита система контрактных обязательств, предусматривающих подготовку спортсмена к жизни после спорта.

Спортивные функционеры не заинтересованы в образовательном цензе спортсменов. В Йельском университете 400 спортивных стипендий, а в Санкт-Петербургском государственном университете только 8. Сегодня вопрос образования сугубо личный вопрос самого спортсмена.

Глубоко убежден: детский и подростковый спорт, нацеленный на профессиональную спортивную карьеру, должен ориентироваться на общепринятую образовательную подготовку.

В детской академии футбола ФК «Краснодар» есть прецеденты отчисления по школьной неуспеваемости. И это позиция Президента клуба.

.

Комментарии ()

  1. Напишите первый комментарий
*Комментарий будет опубликован после проверки модератором