05 апреля 2020, 17:15
Другой аспект проблемы психологической травмы – мотивационная сфера спортсмена. По статистике всего 0,04% физически одаренных детей и подростков доходят до уровня МСМК, до 60% прекращают занятия спортом после 4-5-ти лет занятия, не видя в этом личных перспектив.
Исследования мотивационной сферы спортсменов юношеского возраста показывают, что главная причина прекращения занятий в расхождении целей спортсмена и тренера. Период спортивного совершенствования – это период взросления, становления личности спортсмена. При всей важности спортивных результатов, лично значимым является стремление к социальному самоутверждению и перспективам спортивного роста. Пренебрежительное отношение тренера порождает у спортсмена чувство неудовлетворенности, провоцирует психическую напряженность, снижает стремление спортсмена к самореализации своего потенциала.
До 90% спортсменов на уровне КМС и выше отмечают неудовлетворенность занятия спортом. По степени значимости соответственно называются: размытость или отсутствие личных перспектив как в спорте, так и после спорта; взаимоотношение в спортивных коллективах.
И только на третьем месте – условия и организация занятия спортом. В отечественном спорте это называется «естественным отбором». Не этим ли объясняется раннее прекращение карьеры спортивно-одаренных спортсменов?
Опыт работы в ДСШОР с командами 11-16 летних баскетболистов дает мне возможность поделиться определенными наработками. Прежде всего, это преодоление негативного отношения тренеров (даже молодых) в подключении психолога к работе с ребятами. Взаимопонимание и контакт с тренером – главное условие нахождения психолога в команде.
Работа психолога с игроками юношеского возраста в первую очередь затрагивает вопросы психологической культуры, подразумевающей знания (З) об особенностях функционирования психики в спорте и психологических особенностях каждого, умении (У) понимать, что происходит «здесь и сейчас», владение навыками (Н) регуляции своего психического состояния. Отсутствие ЗУН оказывается основной причиной психологических комплексов неудовлетворенности.
К сожалению, должен констатировать пренебрежительное отношение со стороны спортивных функционеров и тренеров к психологической составляющей подготовки спортсменов. Упрощенно понимается роль психологии в спорте – настроить на победу. Забывается, что именно психика осуществляет регуляцию функционирования соматических процессов в организме.
Завышенные ожидания, постоянная неудовлетворенность, критичность, негативность оценок, неосознанность целей занятия спортом, когнитивный диссонанс желаемого и действительности – вот основные факторы психологической несостоятельности перспективных спортсменов.
Как следствие – заниженная самооценка и неуверенность в спортивной успешности. Среди баскетболистов 11-16 лет в каждой команде до 60 % ребят с заниженной самооценкой своих возможностей.
Кого интересуют вопросы психологической культуры спортсмена, удовлетворенности занятиям спортом, уверенности в своих силах рекомендую познакомиться с программой азбуки ментальной подготовки – 10 шагов к осознанию, мотивации, концентрации.
Комментарии ()
Не писать ответ