10 октября 2019, 18:18
В первую неделю октября прошел первый этап Кубка Санкт-Петербурга по фигурному катанию. В соревнованиях принимали участие как взрослые спортсмены (мастера спорта), так и юные — кандидаты в мастера. Во вторник и среду программы представляли КМСы.
Мне была интересна именно психологическая составляющая готовности спортсменов, о которой все больше и больше разговоров.
В 90% случаев результат выступления можно было предугадать еще на разминке. Спортсменов выдавал их взгляд, манера поведения в контакте с тренером. У многих читался страх перед выступлением, нервозность и неуверенность.
Те спортсмены, которые падали с каких-то конкретных прыжков на разминке — падали с них и в выступлении. У двух спортсменок, о которых мне известно чуть больше, это были их «любимые» прыжки. Они не с первого раза получались на разминке и во время проката они с них так же падали.
И вот такие «любимые» прыжки зачастую выбивают спортсменов из колеи. Я видел, как уверенно и собрано девушка выходит на старт, но потом падает с «любимого» прыжка. А затем еще с нескольких. И все, уверенности в себе больше нет.
Зачастую после таких прокатов огня подливают и тренеры, которые набрасываются на спортсмена с критикой. А не словами поддержки, какие им так необходимы в данный момент.
Смотря детские соревнования, меня порой бросает в дрожь от того как ведут себя тренеры. Это первые соревнования для детей, а за какие-то помарки, ошибки в выступлении они получают порцию крика в свой адрес, начиная уже с разминки. Ситуация и так стрессовая, а тут еще и тренер с криками, и мамы — с осуждающими взглядами.
Отсюда у ребенка и формируется страх перед соревнованиями. Волнение, страх совершить ошибку. После 2-3 таких стартов ребенок вообще начинает сомневаться, а нужны ли ему эти соревнования, после которых он получит. Ведь хвалят в наше время очень мало.
После этого соревнования превращаются из праздника, где ты в красивом костюме и все на тебя смотрят, — в пытку, в которой дети принимать участия не хотят.
Но был и светлый лучик в этой печальной истории. Один тренер все же хвалил всех своих спортсменов — вне зависимости от результата. После выхода со льда ребенка первым делом успокаивали: говорили, что он молодец, постарался, доделал до конца, но да, ошибся, ничего, исправим.
По сути, в обоих случаях спортсмену сказали одно и то же — его прокат не удался, есть ошибки. Но сравните подход. В каком случае вам, взрослым людям, будет приятнее слушать? А теперь представьте, что все это слушает ребенок. Кому же захочется после таких слов принимать участие в соревнованиях.
Подчеркну: во втором случае все сказали мягче, более приемлемым для детей образом, чтобы не портить впечатления от того, что ты на соревнованиях — в красивом костюме и в центре внимания.
Но вернемся к более взрослым спортсменам. Наблюдая за их разминкой, порой видишь, что все они делают одно и то же под присмотром тренера. Имею в виду разминку перед выходом на лед на выступление. Все спортсмены бегают вдоль борта, пробуют прыжки, имитируют, разогревают ноги, зачастую это делают тренеры.
Наставники часто просят спортсменов в этот момент быть активными: разминаться, бегать, прыгать. Обычно это происходит без учета состояния спортсмена. Часто видны случаи, когда спортсмен и так на взводе. Когда глаза дрожат от страха и нервы наполняют. А тут еще и тренер — говорит, что надо быть активнее на разминке, бегать и прыгать.
В такие моменты хочется попросить тренера не делать так и успокоить спортсмена, а то будет только хуже. У таких спортсменов успешность выступления зачастую зависит от первого прыжка. Если он получится, то программа пройдет более менее гладко. А если упадет с первого, то «полетит» и вся программа.
Наставления тренера перед выступлением в основном касаются техники выполнения прыжков. Обычно какого-то конкретного, который у спортсмена идет не очень.
Получается, что тренер перед стартом лишний раз напоминает спортсмену про его ошибки.
Да, это делается, что бы спортсмен сфокусировался на выполнении этого элемента, но тогда из внимания выпадают другие элементы программы и может быть так, что спортсмен сделает этот прыжок, а с остальных упадет. Ведь задача была держать во внимании именно этот проблемный прыжок.
Если брать спортсменов взрослых (с 16-17 лет), то можно заметить, что очень мало кто из них активно разминается. Спортсмены в этом возрасте уже более осознанно подходят к предстартовой подготовке. Кто-то разминается, но тихо и спокойно — весь в себе. Просто ходит по кругу, например.
Кто-то смотрит выступление другого. Кто-то говорит с тренером, с игрушкой, с салфетницей. Кто-то весь в себе и это видно. Взрослые спортсмены уже больше настраиваются на старт, нежели просто разминаются. В их разминку тренер не лезет, предоставляя им свободу. У более юных спортсменов (12-15 лет) тоже были несколько таких спортсменов, но все они, к сожалению, из одной группы.
У взрослых фигуристов по разминке сложно понять — кто и как откатается. По взгляду и поведению это процентов 40-50. Взрослые научились себя настраивать на старт, кто-то им подсказал или сами поняли: они умеют менять свое состояние. Со взрослыми нужно смотреть их стартовую позицию и их взгляд в ней. В этом очень хорошо помогают трансляции, потому что они обычно ловят именно его.
Любовь к соревнованиям нужно прививать с самых первых стартов, когда ребенок еще рад на них выступать и для него они в радость. Такие ощущения нужно сохранять и поощрять, чтобы нервов было меньше.
Все же тренерам иногда не хватает индивидуального подхода — они не могут разглядеть состояние спортсмена перед стартом и исходя из этого построить его разминку и свою предстартовую речь.
Конечно, нужно чтобы и сам спортсмен видел свое состояние и мог его регулировать. Ясно, что это приходит с опытом. Но если тренеры будут всегда контролировать разминку, то такой навык будет развиваться дольше.
Если тренер видит, что спортсмен разминается не так как ему кажется правильно, скорее всего, он начнет это исправлять. Ведь это выбивается из нормы, которую тренер установил.
Естественно нельзя бросать спортсмена на произвол судьбы и давать ему полную свободу в плане настройки перед стартом. Нужно постепенно переходить от контроля разминки до свободы.
Разминка может предопределить успешность выступления, потому что именно на ней спортсмен готовится к старту. Именно эти минута-две определят его готовность или неготовность. За эти две минуты можно как привести себя в чувства, так и полностью из себя вывести.
Следите за своим состоянием и состоянием своих подопечных перед стартом!
Комментарии ()
Не писать ответ